Совещание у Президента Республики Беларусь

Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 января провел совещании с руководством Совета Министров, в ходе  которого обсуждены некоторые предложения Правительства, выработанные с участием местных органов власти, правоохранительных структур и других ведомств.  В центре внимания  - посредничество, обращение с отходами, цены на строительство жилья, досрочные пенсии.

Подробности: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/soveschanie-s-rukovodstvom-soveta-ministrov-22851.

Как рассказал по итогам совещания Вице-премьер Владимир Кухарев,  Президент поддержал проект указа о внедрении депозитно-залоговой системы в работе с упаковкой. "Это возвращение к доброй старой советской системе, когда тара фактически оставалась в залоге. И человек, возвращая пустую бутылку, получал обратно стоимость этой тары. Мы предлагаем, чтобы это распространялось на пластиковые, стеклянные и жестяные бутылки и банки емкостью от 100 мл до 3 л", - заявил Вице-премьер.

Предполагается, что будет проведен конкурс на привлечение оператора, который имеет опыт работы в этой системе. При этом управлять депозитно-залоговой системой будет государственный оператор.

Согласно проведенному исследованию, до 70% граждан готовы участвовать в работе этой системы. Реализация задуманного позволит в два раза увеличить сбор стеклянной, пластиковой и металлической тары, а также на 10% уменьшить количество отходов, которые захораниваются на полигонах.

Для полного введения системы понадобится порядка 2 лет. При этом работа будет вестись не только с крупными сетевыми магазинами, но будет охвачена и сельская торговля.

На рассмотрение главы государства также был вынесен проект указа о совершенствовании работы с отходами и упаковкой. "Он отработан в рамках указа № 313 (О некоторых вопросах обращения с отходами потребления от 11 июля 2012 года. - Прим.). С учетом требований Главы государства туда внесен ряд новшеств, которые позволят усовершенствовать работу в этом направлении", - рассказал Владимир Кухарев.

В частности, предлагается направление средств операторов вторичных материальных ресурсов на строительство комплексов по сортировке и переработке на полигонах. Эти средства также будут использоваться при переработке органических веществ в мусоре для образования компоста. "Это очень важно. На сегодняшний день мы много привлекаем на благоустройство плодородного грунта. Сейчас ситуация изменится. Мы апробировали в прошлом году - было переработано 85 тыс. т органических веществ, получено порядка 50 тыс. т компоста, который значительно решил вопросы при благоустройстве территорий, строительстве", - отметил Заместитель Премьер-министра. В проекте указа предлагается стимулирование производителей упаковки из бумаги и стекла для того, чтобы она конкурировала с пластиковой тарой и, соответственно, уменьшались объемы последней.

Кроме того, Владимир Кухарев сообщил, что при строительстве жилья за счет средств граждан застройщикам установят предельную рентабельность не выше 5%. Такая норма заложена в проекте указа, который также рассматривался на совещании.

"Главой государства поддержан проект указа. В этом указе предлагается застройщикам, которые строят жилье с привлечением средств граждан, установить предельную рентабельность не выше 5%. Также предлагается, что в случае, если застройщик будет строить жилье за счет собственных средств и затем его реализовывать гражданам, то эта норма распространяться не будет. Кроме того, эта норма не будет распространяться на строительство жилья для юридических лиц", - сказал Вице-премьер. По его словам, данная норма также не будет распространяться на инвестиционные договоры, которые были заключены ранее или в течение полугода после принятия указа.

Владимир Кухарев подчеркнул, что принятие указа и реализация заложенных в нем подходов позволят снизить стоимость жилья для всех категорий граждан. На сегодняшний день жилье с 5-процентным ограничением рентабельности уже строится в рамках господдержки для нуждающихся. "А сейчас этот нормативный акт распространится на все категории граждан", - отметил Вице-премьер.

Отвечая на вопрос, насколько обосновано ограничение именно в 5%, Владимир Кухарев заверил, что необходимые расчеты были проведены, подобный опыт уже использовался в том числе при строительстве коммерческого жилья.

Не будет экономии и на качестве работ. В этой связи Владимир Кухарев пояснил, что строительство так или иначе будет проводиться в рамках цен и расходов, которые закладываются в сметную стоимость квадратного метра. "Поэтому строительные организации здесь ни в коем случае не пострадают. Вопрос состоит в том, чтобы ограничивать именно прибыль застройщика - разницу между стоимостью и ценой при продаже квадратного метра", - отметил Вице-премьер.

Он также рассказал, что в настоящее время средняя стоимость продажи квадратного метра в Беларуси составляет Br2 тыс. 78. "Но она в различном диапазоне. Допустим, в Гродненской области стоимость продажи составляет Br1,2 тыс., в Минске - Br2,7 тыс.", - сказал Владимир Кухарев.

Одна из тем обсуждения на совещании у Президента касалась подготовленного проекта указа о совершенствовании порядка осуществления закупок. Заинтересованными органами, в том числе силовыми, отмечено, что полное введение запрета на участие посредников в закупках нецелесообразно, так как во многих случаях оно необходимо и позволяет производителю сэкономить на сбытовых и транспортных затратах, связанных с продвижением своих товаров. Об этом проинформировал Первый Заместитель Премьер-министра Дмитрий Крутой.

Первый Вице-премьер в целом отметил, что на протяжении всей суверенной истории Беларуси в сфере экономики идет борьба с необоснованным посредничеством, и страна в этом плане не уникальна. "Все страны мира, даже самые развитые и продвинутые, страдают от этой проблемы. Единых универсальных рецептов, как ее решить окончательно, пока не существует", - добавил он.

Дмитрий Крутой констатировал определенную тенденцию. Так, раньше для Беларуси обозначенный вопрос базировался на участии посредников в поставках белорусской продукции на внешние экспортные рынки. "Именно в товаропроводящих сетях и внешней дебиторской задолженности была основная коррупция", - пояснил он.

В последние годы проблемный вопрос, который обозначают Генеральная прокуратура, КГБ, КГК, заключается в наличии коррупции уже в закупках внутри страны за счет собственных и бюджетных средств, в первую очередь у государственных организаций.

"Правительством проведена определенная работа по корректировке законодательства. С 1 июля прошлого года вступили в силу масштабные изменения в базовый закон о государственных закупках", - отметил Дмитрий Крутой.

На совещании у Президента рассмотрели, как работает закон.  Документ предполагает создание информационно-аналитической системы управления госзакупками. Сейчас она функционирует в тестовом режиме, а с апреля должна заработать в полном объеме. "Кроме информации о базовых участниках процесса, мы сможем формировать аналитику по конкретным закупкам. Цель этой цифровизации - максимально убрать человеческий фактор, исключить возможные коррупционные проявления", - пояснил журналистам Первый вице-премьер.

Закон также запретил изменять условия договора о закупке в процессе его исполнения. По словам Дмитрия Крутого, ранее такое случалось часто и затем становилось предметом разбирательств со стороны силовых органов.

Кроме того, он сообщил, что  сферу государственных закупок в Беларуси продолжат делать более прозрачной. "Будет более пристальное внимание к такой процедуре закупок, как "один источник", - рассказал Дмитрий Крутой. - В этой сфере у нас были наибольшие коррупционные проявления. Поставлена задача тоже оцифровать весь этот процесс, чтобы экспертное сообщество, журналисты могли, пользуясь соответствующими информационными ресурсами, анализировать закупки тех или иных организаций, государственных органов. До конца года она должна быть решена".

Также на совещании кратко обсуждены итоги работы белорусской экономики в прошлом году, текущая ситуация, вопросы сырьевого обеспечения предприятий.

Отвечая на вопросы журналистов по итогам обсуждения, Первый вице-премьер заявил, что  Беларусь считает экономически нецелесообразным и бессмысленным платить премии российским нефтяным компаниям в прежних объемах.  "Каких-то новых нюансов переговоров с Российской Федерацией у нас на сегодняшний день нет. Мы по-прежнему придерживаемся позиции, что в условиях реализации налогового маневра и ежегодного увеличения стоимости нефти для Беларуси за счет уменьшения таможенной пошлины платить премию российским нефтяным компаниям в том размере, в котором мы договаривались это делать в 2011 году, сегодня не имеет никакого смысла. Это просто экономически нецелесообразно", - подчеркнул Дмитрий Крутой.

По его словам, российские партнеры "пока не хотят двигаться по размеру этой премии". Навстречу здесь пошла только компания Михаила Гуцериева "Славнефть". "Идет переговорный процесс. Мы разослали всем свои предложения. Считаем, что от белорусского рынка в любом случае отмахнуться просто так очень сложно: мы являемся крупным потребителем российской нефти (примерно 10% российского экспорта), - обратил внимание Первый вице-премьер. - Переговоры будут продолжаться, и, я надеюсь, решение будет найдено".

Правительство продолжает отрабатывать схему альтернативных поставок нефти, изучаются все возможные варианты. "Мы разослали соответствующие коммерческие предложения. Все коммерческие службы наших заводов, Белорусской нефтяной компании находятся на переговорах практически в ежедневном режиме. Думаю, здесь мы тоже скоро получим альтернативные варианты поставки конкретной нефти, - добавил Дмитрий Крутой. - Все возможные страны: и Украина, и Польша, и страны Балтии, и Казахстан, Азербайджан. Мы сейчас занялись этим вопросом".

Фото: БелТА

Распечатано с сайта government.gov.by
Адрес публикации http://government.gov.by/ru/content/9213
распечатать